Журнал Искусство в школе

На главную >>

 

О НАС

 

О журнале

 

Редакция

 

:: Содержание ::

 

Авторы

 

Подписка

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

Анонсы

 

К сведению читателей и авторов

 

КОНТАКТЫ

 

Телефон:

(495) 695-87-56 (понедельник, среда, пятница)


Написать

 

«ИСКУССТВО В ШКОЛЕ» :: О СОСТОЯНИИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Номер 1 за 2011 год

И.Якимов,

кандидат педагогических наук, научный сотрудник лаборатории литературы ИХО РАО

 

Искусство слова и образовательный потенциал информационных технологий

 

Методика изучения литературы в школе является одной из самых консервативных с точки зрения использования возможностей информационных технологий. С одной стороны, это обусловлено спецификой учебной дисциплины; с другой - недостаточно изученными и популяризированными ее возможностями. Литература - искусство слова, и главным при общении с художественным произведением является его постижение с точки зрения искусства и его законов. Вместе с тем только эмоциональное восприятие не может быть единственным видом постижения литературного произведения, важной частью урока являются вопросы, относящиеся к литературоведению. Изучение возможностей информационных технологий, экспериментальный опыт их использования, анализ результатов учебной деятельности старшеклассников позволяют сделать вывод об их эффективности, как в творческом, так и в теоретическом изучении. Педагог-предметник уже не может игнорировать тот образовательный потенциал, который дают современные информационные технологии, выводя образовательный процесс на качественно новый уровень. Его задача - научить детей управлять потоком информации. Однако учителя плохо себе представляют возможности существующих программ, слабо ими интересуются, еще в меньшей мере их используют. В практике преподавания главными атрибутами учебного процесса по сей день остаются доска, мел, тетрадь, конспект.

Каким же потенциалом в области литературного образования обладают ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии? В данной статье в первую очередь будет рассмотрен образовательный потенциал информационных технологий, связанный с деятельностью учителя.

К цифровым образовательным ресурсам можно отнести сами тексты произведений, электронные версии школьных и вузовских учебников, тесты, презентации к урокам по биографиям писателей и отдельным произведениям, иллюстрации и т.д. Главное удобство подобных ресурсов заключается в том, что они « готовы к употреблению», но, с другой стороны, процесс их использования и поиска требует комментариев. Чем же представлены цифровые образовательные ресурсы в Сети?

Во-первых, это «Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека» (http://window. edu.ru/), где в алфавитном порядке помещены ссылки по 27 учебным предметам. Выбрав нужную категорию, можно попасть в следующее окно, где будут представлены ссылки на образовательные ресурсы для разных категорий пользователей: Учащихся, Преподавателей,

Абитуриентов, Менеджеров, Исследователей. Особенность «Единого окна...» (характерную и для большого числа образовательных Интернет-ресурсов) - это превалирование текстовых (информационных или тестовых) материалов над иллюстративными и над материалами, которые могут стать основой творческой деятельности. Задача «Единого окна...» - хранение ссылок на сайты, которые имеют какое-либо отношение к образованию, поэтому сюда попадают и ссылки на страницы образовательных учреждений, где, если повезет, вы сможете найти и разработку урока конкретного учителя по определенной теме в отдельном классе, и адреса персональных сайтов учителей, где уже можно познакомиться с их методическим опытом, и ссылки на нормативные документы. Для быстрого поиска материалов к уроку этот сайт не самый удобный, но при длительной работе с его помощью можно создать свой каталог ссылок, систематизировав его по своему усмотрению.

Вторым сайтом, поиск материалов в котором будет уже более продуктивным, можно назвать «Учительский портал» (http://www.uchportal.ru/), который хранит более 4000 учительских разработок по разным предметам, и их количество растет за счет ежедневного пополнения. Этот сайт характеризуется более простой и эффективной навигацией. Выбрав нужный предмет, пользователь попадает в меню с разделами: «Уроки», «Презентации», «Контроль», «Тесты», «Планы» и «Софт». Последний раздел «Софт» («Программы») заслуживает особого внимания. Здесь можно найти программы, которые могут использовать сами дети в процессе изучения того или иного предмета. Кроме того, «Учительский портал» содержит «Форум учителей» для общения с коллегами по разным методическим и педагогическим темам.

Интересные материалы к урокам литературы учителя могут найти на сайте, созданном Российской государственной детской библиотекой ВШНоГид (http://www.bibliogid.ru/). В основном это персоналии писателей, рубрики «Писатели о себе», «Писатели о писателях», «Знакомство», где размещены странички из произведений молодых писателей и книг, появившихся недавно; «О художниках», где можно найти сведения о современных художниках детской книги, творческие портреты отечественных и зарубежных мастеров книжной графики. (О возможностях использо¬вания материалов данных рубрик чуть позже.) Также интересными могут быть два раздела рубрики: «Герои» («Парад героев» и «Любимые герои»). В первом из них размещены описания-списки книг по темам: «Авантюристы», «Благородные разбойники», «Викинги», «Гномы», «Лентяи», «Летчики», «Прекрасные дамы», «Путешественники», «Рыцари» и т.д. На мой взгляд, эта рубрика - кладезь подсказок учителю для ответов на вопрос детей: «Что мне почитать?».

В поиске биографий писателей и персоналий литературных героев может помочь сайт «Словари» (http:// www.cyclopedia.ru/), содержащий четыре словаря: «Античные писатели», «Имя собственное в русской поэзии ХХ века», «Литературная энциклопедия» и «Энциклопедия литературных героев».

Преподавателям литературы следует обратить внимание и на сайты иллюстраций к детским книгам. Обнаружив такие сайты, я задал себе вопрос: какова их методическая ценность - и поначалу определил их как сетевые каталоги работ детских художников. Это мне¬ние изменилось, когда дети все чаще стали приносить на уроки не книги, а распечатки текстов изученных произведений. Возникла необходимость использования этого ресурса на уроках литературы, а также в качестве самостоятельных творческих заданий на уроке и дома.

Одним из самых содержательных ресурсов является, на мой взгляд, «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://www.school-collection.edu. ru). Сайт содержит учебно-методические материалы, которые ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникативных технологий. Коллекция состоит из наборов цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно- просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно- методические разработки, мотивирующие к использованию технологий, делающих образовательную среду адекватной требованиям информационного общества.

Навигация сайта имеет поисковую строку, где по за¬просу можно найти соответствующий материал и удобный каталог, в котором материалы расположены по классам и предметам. Так, например, выбрав литературу в IX клас¬се, мы получаем список учебных материалов по разделам: «Наборы цифровых ресурсов к учебнику Г.И.Беленького «Литература. Русская классика», «Инновационные учебные материалы», «Инструменты учебной деятельности», «Электронные издания», «Коллекции».

О том, что «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - ценный сайт не только для учителя, но и для учеников, свидетельствует наполнение раздела, посвященного изучению комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Коллекция представляет 45 документов, среди которых самостоятельные работы с высказываниями критиков и режиссеров, распределенные по действующим лицам; эскизы декораций разных художников, дающих возможность сравнивать и обсуждать; биография Грибоедова и его портрет работы В.Д.Мошкова; «Вальс» ми-минор Грибоедова (аудиозапись и партитура); высказывания В.Г.Белинского; материалы к учебному исследованию о загадке биографии Грибоедова. Использование даже части представленных материалов не только сделает уроки содержательными, но и обеспечит реальную познавательную деятельность учащихся.

Кроме того, каждый документ снабжен «Карточкой ресурса», содержащей рекомендацию, на каком этапе лучше использовать данный материал, что бесценно при планировании прохождения программы.

Среди ресурсов сайта можно выделить документы, относящиеся к так называемым Case-технологиям. Таковым является задание во Flash соотнести пейзажные описания в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (VIII класс) с характеристиками особенностей их языка. Суть задания заключается в следующем: в двух колонках расположены, с одной стороны - пейзажные описания, с другой - характеристики языковых особенностей. В задачу учеников входит соотнесение путем перетаскивания характеристик особенностей языка - с описанием, которому они соответствуют. При проверке задания компьютер выделяет ошибки красным цветом и выставляет оценку.

Интересными материалами представлен на этом сайте раздел «Коллекции». Здесь можно найти аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии, аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII-XX веков, цифровые копии произведений зарубежной литературы, материалы из фондов Государственной публичной Исторической библиотеки, иллюстративно-хронологические материалы по образовательным предметам, литературно-музыкальные композиции. Возможность, которую дает этот сайт в плане использования аудиозаписей и аудиокниг, очень ценна. Учитель может составить сам или дать задание собрать свою коллекцию аудиозаписей для каждого класса, или аудиособрание сочинений писателя. Если учесть, что аудиокниги, продаваемые в магазинах, откровенно «кусаются» по цене и скачать эти материалы можно бесплатно и без всплывающих баннеров сомнительного содержания, то недооценить этот сайт невозможно. Обращение к искусству звучащего слова, обучение «искусству слушателя» (Д.Н.Журавлев) - одна из задач учителя, которую помогает реализовать Интернет. На первый взгляд может показаться, что данный вид деятельности категорически отвергается современными подростками, но практика доказывает иное.

Принято считать, что плейеры и мобильные телефоны существуют только для прослушивания современной музыки. Эта ошибочная практика основывается на элементарном бездействии взрослых. Данный сегмент познавательных возможностей никак не входит в заботу родителей и учителей, никто не заботится о со¬держании прослушиваемого, хотя плейер и телефон с МР3-проигрывателем считается хорошим подарком. Вспомним, часто ли мы слушаем сами или предлагаем своим детям диски с классической музыкой или аудиокниги классической литературы? Ребенок с детства любит слушать сказки, проигрывает их по нескольку раз. Следует поддерживать этот интерес к звучащему слову, предлагая ученикам и такую форму знакомства или «перечитывания» литературного произведения. В этой области учителям и родителям должно и нужно создать целый комплекс работ, включающий и совместное слушание литературных произведений, и собирание аудиобиблиотеки, и систему работы с аудиокнигами на уроках, и литературные концерты, которые в огромном количестве предлагают филармонии.

Для учителей литературы - продвинутых пользователей можно предложить использование сайта «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/). Его использование требует регистрации и пароля. Портал создан при поддержке корпорации Майкрософт, для того чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании, создавая таким образом Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network). Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников.

В настоящее время активными участниками проекта, зарегистрировавшимися для доступа к интерактивным функциям портала, стали свыше 55000 российских и зарубежных преподавателей. Его работа организована более чем в 80 сетевых сообществах и 40 творческих группах на базе федерального и 42 региональных разде¬лов. Общее число посещений портала превысило 22 млн. Ежедневно портал посещает около 15000 педагогов. Портал имеет рубрики: «Сообщества и форумы», «Проекты и методики», «Конкурсы», «Статьи и советы». Посетив страницу «Проекты и методики», можно узнать, что такое VCT-проекты и НИТИ-проекты. Проекты Virtual Classroom Tour (что в переводе означает «виртуальный тур по классной комнате») включают методику проведения занятий с использованием проектного метода обучения. Такие проекты нередко являются многопредметными и подразумевают использование ИКТ в ходе работы. Имея структурированное описание проекта, вы можете повторить у себя в классе успешный опыт других учителей или создать свой собственный проект. Аббревиатура НИТИ означает « новые информационные технологии и Интернет. НИТИ-методики - это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

« Сеть творческих учителей » - один из немногих порталов, содержащий статьи по использованию компьютера в преподавании, а также практические советы по работе с компьютерными программами. (К сожалению, наполнение портала с точки зрения изучения литературы пока недостаточное.)

Материалы, представленные на цифровых образовательных сайтах, можно разделить на несколько групп по доступности их использования. К первой группе можно отнести текстовые материалы, которые после скачивания и сохранения становятся «собственностью» пользователя и могут использоваться без компьютера в классе. Это Документы Microsoft Office Word: тесты, статьи критиков, планы характеристик и сами характеристики персонажей, статичные таблицы и схемы, индивидуальные текстовые задания и т.п. Ко второй группе относятся медийные программные материалы, которые демонстрируются на экране или используются учащимися индивидуально на персональном компьютере (на уроке или дома). Это готовые презентации разного содержания (Презентации Microsoft Office Power Pointe), коллекции иллюстраций, учебные и художественные видеофильмы и т.п. Третья группа ресурсов не допускает скачивания и пользоваться ими можно только в реальном времени на конкретном образовательном сайте. Это, прежде всего, Case-технологии (динамичные документы во Flash, дистанционные тесты). Эту градацию следует учитывать при выборе класса для проведения урока. В одних случаях нужна будет только интерактивная доска, в других - компьютерный класс с широкополосным Интернетом, в третьих - любой кабинет с партами.

Часть цифровых образовательных ресурсов применима не только для сопровождения рассказа учителя, но и эффективна в коллективной работе учеников и их индивидуальной деятельности на уроке и дома поскольку реализует деятельностный подход в образовании. П.Гальперин поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того чтобы «научиться что-либо делать, а для этого - узнать, как это надо делать» . То есть цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать для этого средством. Подход к процессу учения как к деятельности предполагает другое соотношение знаний и умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучающегося. Знать - это всегда выполнять какую- то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать.

Таким образом, вместо двух проблем - передать знания и сформировать умения по их применению - перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренном направлении.

В заключение следует обратить внимание на то, что процесс использования информационных технологий на уроках литературы не предполагает обучение этим технологиям, а лишь апеллирует к навыкам общения с компьютерными программами, полученными детьми на уроках информатики. Изучение современных образовательных программ по информационным технологиям показало, что уже пяти-шестиклассники должны уметь:

-        применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

-        пользоваться инструментами простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

-        создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений .

Поэтому, активизируя у учащихся навыки владения информационными технологиями, учитель литературы не только вносит деятельностное разнообразие в изучение своего предмета, но и создает возможности для творческого применения знаний по информатике, расширяя область их применения, показывая, что технологии, в основе которых стоит логика и математика, применимы к работе с произведе¬нием искусства слова. Кроме того, опрос учеников об IT- заданиях по литературе свидетельствует о позитивном отношении к этому виду учебной деятельности. Учащие¬ся подчеркивают, что такие занятия более интересны, более продуктивны и современны.

За счет использования накопленных методических знаний и высокого уровня владения информационными технологиями учителя способны значительно усилить образовательное воздействие уроков, повысить уровень мотивации школьников к изучению материала. Информационные технологии открывают возможности вариативной учебной деятельности, позволяют организовывать взаимодействие всех субъектов обучения, способствуют построению образовательной системы, где ученик - активный деятель, равноправный участник образовательного процесса.

Эффективность применения информационных технологий на уроках литературы в школе обусловлена раз¬нообразием форм представления информации; высокой наглядностью; возможностью организации индивидуальной или коллективной исследовательской работы; снижением до минимума объема рутинной работы, которая отвлекает от усвоения основного содержания; возможностью организовать оперативный контроль за усвоением материала.

Известна статистика связи запоминания ребенком информации в зависимости от вида деятельности: при чтении - 10%, при слушании - 20%, при визуальном изучении - 30%, при участии в групповых дискуссиях - 50-70 %, при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем - 80%. Лишь участие в реальной деятельности (а все обозначенные в этой статье формы самостоятельного творчества детей на уроках литературы с использованием информационных технологий таковыми являются) позволяет запомнить и усвоить, понять и прочувствовать изучаемый материал на 90%.

Еще один из скрытых образовательных эффектов использования компьютера на уроках литературы - это требование соблюдать речевые нормы русского литера¬турного языка и правила орфографии при оформлении печатных текстов. Ни для кого не секрет, что переписка наших детей в социальных сетях, а также общение посредством SMS губительна для навыка писать грамотно. Сформировался особый компьютерный язык, в котором нет места пунктуации, твердому и мягкому знакам, сокращения доходят до 1-2 букв, вместо букв появляются цифры (почему, ве4ером, 2юродный и т.д.). Дети с каждым днем пишут от руки все меньше и мень¬ше. Обычные тетради в клетку и линейку заменяются тетрадями с печатной основой, в которых пропущено место для подстановки буквы, цифры, символа. Уже четвероклассник не может без направляющих под¬сказок записать полностью логику решения задачи по математике, сформулировать грамотно даже выученное правило. Клиповое (фрагментарное) мышление про¬никло и в язык, в котором «пользователи» экономят на буквах. Презентации, разного рода творческие печатные работы, которые дети делают на уроках литературы с соблюдением правил орфографии и других языковых норм, должны способствовать формированию речевой грамотности учеников.

Используя образовательный потенциал информационных технологий на уроках литературы в средней и старшей школе, привлекая компьютер на занятиях искусством, мы способствуем реализации одного из пяти направлений Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», которая по поручению Президента, сформулированном еще в Послании 2008 года, подготовлена на основе обсужденных совместно с профессиональным сообществом базовых параметров модернизации школы, главным результатом которой является соответствие школьного образования целям опережающего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© «Искусство в школе»
Разработка и дизайн сайта - Майя Медкова, поддержка сайта – Александр Казаков

 

Хостинг от uCoz