«ИСКУССТВО В ШКОЛЕ» :: НАШИ АВТОРЫ
Olga-Сhiginceva@mail.ru
Чигинцева Ольга
Николаевна, старший
преподаватель Института педагогики и психологии детства, Уральский
государственный педагогический университет, г.Екатеринбург.
Развитие
композиционного мышления младших школьников.
В статье показано, что изучение
средств и закономерностей композиции в изобразительной деятельности,
сопровождающееся словесным выражением отношения к образу, способствует
переходу младших школьников от наглядно-образного к словесно-логическому
мышлению. Дается анализ детских работ, выполненных в компьютерной
графике.
Ключевые слова: композиционное мышление,
наглядно-образное и словесно-логическое мышление детей.
Chigintseva Olga Nikolaevna, the senior
lecturer of the Ural state pedagogical university, Institute of
pedagogics and childhood psychology, chair of the aesthetic education,
Ekaterinburg.
The development
of composite mentality of the junior pupils.
It is shown that studying of means and laws of a composition in
the pictorial activity, accompanied by verbal expression of the relation
to the image, promotes the transition of the junior pupils from the
evident-shaped thinking to its verbal form. The analysis of the
children's works executed in the computer drawing is given in the
article.
Key words: composite thinking, evident-shaped and verbal
thinking of children.
--х—
pianorus@mail.ru
Щербаков Василий Федорович, преподаватель Государственного музыкально-педагогического института
имени М.М.Ипполитова-Иванова.
Синтез искусств в
художественно-эстетическом воспитании современного школьника.
В работе обосновывается актуальность
проблемы организации целостной художественно-образовательной среды,
способствующей активизации творческого потенциала учащихся; раскрываются
возможности педагогики искусства, основанные на взаимодействии различных
его видов; приводятся примеры синтеза музыки и живописи в практической
деятельности.
Ключевые слова: синтез искусств, художественно-образовательная среда,
гуманитарная культура, позитивное мировоззрение, творческая деятельность.
Chsherbakov Vasilij Fjodorovich, The State Music-Pedagogical Institute
named after M.M.Ippolitov-Ivanov.
Synthesis of
arts in art-aesthetic education of the contemporary pupil.
The article is devoted to the problem of the organization of the
complete art-educational environment promoting the activization of the
pupils’ creative potential on the basis of synthesis of arts. It is
proved, that this problem is very actual at the present stage of the
society development. The author shows the pedagogical potential of the
interaction of various kinds of art in practical activity.
Key words: synthesis of arts, the complete
art-educational environment, humanitarian culture, positive outlook of
the person, creative activity.
--х—
anemirsky@mail.ru
Немирский Александр Михайлович, старший преподаватель Института военных дирижеров Военного
университета..
Школы
военно-музыкантских воспитанников: уникальный опыт отечественного
музыкального образования.
Статья раскрывает историю подготовки
военных музыкантов в системе отечественного военно-музыкального
образования. Автор представляет неопубликованные ранее факты, касающиеся
деятельности школ военно-музыкантских воспитанников в ХХ веке.
Ключевые слова: отечественное военно-музыкальное
образование, военные оркестры, подготовка военных музыкантов,
героико-патриотическое воспитание.
Nemirsky Alexander Mikhajlovich, the senior
lecturer of the Institute of military conductors of the Military University.
Schools of the
military musician pupils:the unique experience of the national military
and musical education.
Article
describes the history of training of military musicians in the Russian
military and musical education. The author presents a previously
unpublished facts concerning the activities of military schools, students
musician in the XX-th century.
Key words: Russian military musical
education, military bands, musicians, military training, heroic and
patriotic education.
--х—
pimakina.s@gmail.com
Пимакина Светлана
Владимировна, преподаватель
Специальной детской музыкальной школы Оренбургского государственного
института искусств им. Л. и М. Ростроповичей.
«Весенняя месса»
Ефрема Подгайца.
В статье анализируется новое прочтение
духовной композиции через тему детства. Использование тембров детских
голосов, органа и ударных инструментов подчёркивает современный облик
сочинения. Драматургическое развитие проявляется в движении «от света к
свету», раскрывая темы ангельского славословия и детской радости,
крестной смерти и Воскресения Христа, непосредственной детской молитвы за
всех живущих и живших на земле.
Ключевые cлова: духовная композиция, месса, драматургическое развитие,
детский хор.
Pimakina
Svetlana Vladimirovna, the teacher of Special children's
musical school of the Orenburg
state institute of arts named after L. and M.Rostropovich.
Ephraim
Podgaitz' «Spring Mass»
New reading of
the spiritual composition through a childhood theme is analyzed in the
article. Use of the children voices’ tone colours, organ and percussion
instruments underlines the modern shape of the composition. Dramaturgic
development is shown in the movement «from light to light», opening
themes of the angelic glorification and children's joy, God death and
Revival of the Christ, an immediate children's prayer for all human
beings on the earth.
Key words: the spiritual composition, a mass,
dramaturgic development, children's chorus.
--х—
zolotareva-larisa@yandex.ru
Золотарева Лариса
Романовна, кандидат
педагогических наук, профессор, Карагандинского государственного
университета им. Е.А. Букетова, член Союза художников Казахстана, г.
Караганда
Художественные взаимосвязи в курсе
истории искусства: М.Врубель и А.Блок.
В статье рассматриваются проявления
символизма в живописи и литературе на примере творчества М.Врубеля и
А.Блока: влияние Врубеля на Блока, соприкосновения М.Врубеля с
литературным символизмом; близость мироощущения, восприятия мира и
человека; общность творческого метода.
Ключевые слова: взаимосвязь искусств, символизм, мироощущение, творческий
метод.
Zolatareva
Larissa Romanovna, Ph.D (the pedagogical sciences), Professor of the Karaganda State University named after E.A. Buketov, Kazakhstan.
Artistic interrelations
in Art History course: M. Vrubel and A. Block.
Symbolism manifestations in painting and literature considering
M.Vrubel and A.Block creative works are analyzed in the article: Vrubel's
influence on Block, M.Vrubel's contacts with literary symbolism; affinity
of the mental outlook, perception of the world and the person; a
generality of a creative method.
Key words: interrelation of arts, symbolism,
attitude, a creative method.
--х—
И.Гализина
Освоение терминов на уроках мировой
художественной культуры.
В статье рассказывается о методах изложения материала и
способов организации освоения знаний и терминов по искусству. Для
успешного проведения уроков автор предлагает способ освоения
терминологии, который эффективно способствует развитию у школьников
представлений о художественных и исторических закономерностях
культурно-исторического процесса средствами искусства. Этот подход
представляется автору наиболее продуктивным и соответствующим критериям и
требованиям современного образования.
Ключевые слова: термины по
искусству и культуре, содержание уроков искусства, взаимосвязь
художественного и рационального.
I.Galizina
The
terms learning on world art culture lessons.
Article is related to one
of the means of stating material and getting knowledge and terms on arts
studying organizing process. For success in lessons author proposes the
method of terminology studying which produces the effective development
of students’ ideas about artistic and cultural-historic process factors
by the means of arts. By author, this method is considered to be the most
productive and concordant with up-to-date education criteria and
standards.
Key
words: the terms on arts and
culture; аrt lesson
contents; artistic and rational mind interconnections.
--х—
Karpova_helen@list.ru
Е.Карпова
Особенности освоения образности
музыкального языка русского фольклора в начальной школе.
Статья посвящена приобщению детей к русскому музыкальному
фольклору. Воспитание музыкально-фольклорной грамотности предлагается
осуществлять через проживание и осмысление учащимися младших классов
старинных ладов русской народной песни. Для этого используются
методические приемы импровизации (певческая и инструментальная) и
коллективное пересочинение.
Ключевые слова:
герменевтика, пифагорейский строй, учение об этосе, теория аффектов,
музыкально-фольклорная грамотность, импровизация, «коллективное
пересочинение» (А.Мерриам).
E.Karpova
Special
features of the learning of imagery of the musical language of Russian
folklore in the primary school.
The article is dedicated
to the familiarizing children to the Russian musical folklore. Training
musical-folklore literacy is proposed to achieve through experience and
comprehension of the ancient harmonies of the Russian folk song by the
primary school pupils. For this goal the systematic methods of
improvisation (vocal and instrument) and collective recomposing are
used.
Key
words: hermeneutics,
Pythagoras’system, the study about ethos, the theory of affects, musical
folklore literacy, improvisation.
--х—
yangicher.l@gmail.com Flora-elena@yandex.ru
Е.Янгичер
Флористический коллаж как средство
арттерапии.
В статье анализируются результаты исследования;
представлена арттерапевтическая методика «флористический коллаж»,
направленная на создание, выражение и закрепление положительных
эмоциональных состояний у подростков.
Ключевые слова:
эмоциональные состояния, флористический коллаж, арттерапия.
E.Yangicher
Floristic
collage as art therapy means.
In article results of
research are analyzed; the art therapeutic technique «a floristic
collage», directed on creation, expression and fastening of positive
emotional conditions of teenagers is presented.
Key
words: emotional
conditions, floristic collage, art
therapeutic technique.
--х--
mystic2001@yandex.ru
Т.Полякова
Социокультурные основания
театрально-игровой деятельности.
Автор рассматривает театрально-игровую деятельность как
социокультурный феномен и компонент содержания образования.
Театрально-игровая деятельность включает механизмы развития, социализации
и сохранения культуротворческой функции человека, что делает ее
необходимым условием построения образовательного процесса.
Ключевые слова:
театрально-игровая деятельность, игра как таковая, театральность,
театрализация, театр.
T.
Polykova
Sociocultural
bases of the theatrically-game activity
The author considers
theatrically-game activity as a sociocultural phenomenon and a component
of the maintenance of formation. Theatrically-game activity includes
mechanisms of development, socialisation and preservation cultural
activity functions of the person that does by its necessary condition of
construction of educational process.
Key
words: theatrical game
activity, game activity as such, theatricality, staging, theatre.
--х—
crasy_rain@pochta.ru
Е.Пихлецкая
Формирование живописной манеры
Н.А.Тархова в контексте европейского искусства ХХ века
В статье исследуется формирование стиля русского художника
Н.А.Тархова в контексте возникших во Франции новых направлений:
импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма и экспрессионизма. Особое
внимание уделено анализу живописной манеры художника.
Ключевые слова: живопись,
стиль, импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм.
E.Pikhletskaya
Formation
of N.A.Tarkhov’s picturesque manner in a context of the European art of
the XX-th century.
In article formation of
style of Russian artist N.A.Tarhov in a context of the new directions
which have risen in France:
impressionism, postimpressionism, fauvism and expressionism is
investigated. The special attention is given to the analysis of a
picturesque manner of the artist.
Key
words: painting, style, colour,
impressionism, postimpressionism, fauvism.
--х—
degelo@mail.ru
Д.Ломтев
Музыка в религиозной традиции
российских немцев
На основе малоизвестных печатных источников и результатов
этнографических экспедиций освещаются музыкальные традиции в религиозной
жизни российских немцев. Приводится характеристика типичных вокальных
жанров евангелическо-лютеранской, католической и меннонитской конфессий.
Отмечается просветительская и педагогическая работа немецких церковных
музыкантов.
Ключевые слова: российские
немцы, церковная музыка.
D.lomtev
Music
in the religious traditions of the Russian Germans.
The musical traditions in
the religious life of the Russian Germans are examined based on the
little-known printed sources and results of the ethnographic expeditions.
The typical vocal genres of Catholic, Protestant Lutheran and Mennonite
confessions are characterized. The enlightenment and educational
activities of German church musicians are referred in this article.
Key
words: Russian Germans, Church
music
--х—
vremena2@yandex.ru
Т.Скобликова
Этнокультурное образование: проблемы и
решения.
Статья раскрывает принципы освоения гончарных традиций
Курской области. Описаны формы работы с детьми, обоснована актуальность
программы «Связуя нить времен» для детей школьного возраста.
Ключевые слова: народное
культура, этнокультурное образование, традиционное гончарство, кожлянская
игрушка, музей.
T.Skoblikova
Ethnocultural
education: problems and solutions.
The basis of the mastering
of potter’s traditions of Kursk
area is revealed in this article. Forms of work with children are
described, the actuality of the programme «Connecting the epoches» for
school pupils is proved.
Key
words: folk culture,
ethnocultural education, potter’s traditions, toy from Koghlya, museum.
--х—
yulianairk@mail.ru
И.Ирхен
Специфика сохранения художественных
ценностей в современной России
В статье раскрывается процесс сохранения художественного
наследия в содержательном, структурно-организационном и
финансово-экономическом планах. Особое внимание уделено нарабатываемым
формам сохранения художественного наследия в современной России.
Ключевые слова:
художественное наследие, сохранение культуры и искусства.
I.
Irkhen
The
specificity of the reservation of the artistic values in modern Russia.
In the article the process
of the reservation of the artistic legacy in maintaining, structural,
organizing, financial and economic way is highlighted. Great attention is
given to developed forms of the reservation of the artistic legacy in
modern Russia.
Key
words: artistic legacy,
reservation of the culture and art
--х—
anastasia snork@mail.ru
А.Полозова
Формирование музыкальных
предпочтений школьников-подростков
Автор
раскрывает методику формирования музыкальных предпочтений школьников-подростков на основе приобщения к
классической музыке в ее сопоставлении с произведениями массовой культуры.
Ключевые слова: музыкальные предпочтения, классическая и массовая музыка,
подростки, учитель музыки.
А.Polozova.
The training of the musical preferences of teenagers.
The author reveals the training methodology
of the musical preferences of teenagers through the inclusion them to
classical music in its relation with works of popular culture.
Key
words: musical preferences, classical music,popular music,
schoolchildren-teenagers, a teacher of music.
--х—
arts-center® yandex.ru
А.Никитин
Из истории развития детской
художественной одарённости в условиях дополнительного образования
(1920-1940 гг.)
В статье освещен педагогический опыт развития
детской художественной одарённости в российской системе дополнительного
образования 20-40-х годов прошлого столетия. Анализ этого опыта дан по
дидактическим основаниям, принятым в российской системе образования. В
статье также рассмотрены концепции одаренности, содержания образования,
образовательная среда, формы, методы и средства обучения.
Ключевые слова: концепция художественной одаренности
детей, дополнительное образование, образовательные модели «свободного
воспитания» и «активного руководства», концепции «дидактического
формализма» и «дидактического энциклопедизма», монохудожественный и
полихудожественный подходы.
А.Nikitin
Selected
period from history of artistic talented children's development in
supplemental education (1920-1940).
The article is
considered pedagogical experience of artistic talented children's
development in Russian supplemental education during 20-40-s of XX
century. The general idea of analysis is based on Russian educational
didactics. The conceptions of talented children, content of education,
educational environment, ways, methods, and techniques of teaching are
viewed in the article.
Key
words: conception of artistic talented
children, supplementary education, educational models of «free education»
and «active guiding principles», conceptions of «formalistic didactics»,
«encyclopedic, learning», mono-artistic and poly- artistic. styles
teaching.
--х—
i .lipQ-pomorsu.ru
Н.Михайлов
Точеное деревянное изделие, инкрустированное
металлом. Интеграция изобразительного искусства, черчения и технологии.
В статье представлена концепция
графической подготовки школьников на занятиях но технологии и методика
обучения черчению в процессе изготовления точеных деревянных изделий,
инкрустированных металлом, художественно- утилитарного назначения.
Ключевые слова: Интеграция,
изобразительное искусство, черчение, технология, художественное конструирование.
точеное изделие, инкрустация, металл, древесина, объекты декоративно-прикладного
искусства.
N.Mikhailov
Turned wooden wares, decorated with
metal. Integration of fine arts, technical drawing and technology.
The article presents the concept of
graphic preparation of schoolchildren on the lessons of technology and the
system of methods to teach drafting in the process of their making turned
wooden wares, decorated with metal, of artistic-utility purpose.
Key words: integration, fine
arts, technical drawing, artistic design, making, turned product,
enchase, metal, wood, principles of teaching structure, objects of arts
and crafts.
--х—
artgallery@
gala.net
Ю.Юревич
«Предмет моего искусства — дух
человеческий...». Творческий путь В.Н.Чекрыгина
Статья о становлении и творчестве художника
В.Н.Чекрыгина, одного из основателей группы «Маковец». В статье
говорится об особом видении художника, которое сформировалось на основе
древнерусской живописи, старых мастеров эпохи возрождения, общения с
футуристами и философии Н. Н. Федорова.
Ключевые слова: В.Чекрыгин, живопись, графика, икона, футуристы.
J.Yurevich
«The subject
of my art is human spirit». Artistic caгееr of V.N.Сhelcrygin.
The article is considering the process
of formation and artistic career of V.N.Chekrygin, one of the artistic
group «Makovets» founders. The particular vision of artist had been
formed using the principles of Old Russian painting, the Renaissance
painting, intercommunication between Futurists group members, and
philosophy of N.N.Fedorov.
Key words:
V.Chekrygin, painting, drawing, icon, futurists.
--х—
maksimpodobed®
yanclex.ru
Н.Подобед
Учиться видеть цвет.
Статья раскрывает вопросы изучения цветовых
отношений в живописи, которые в совокупности способствуют решению
творческих задач. Это развитие творческих способностей, знание законов
применения цвета, приобретение таких качеств, как наблюдательность,
зрительная память, пространственное воображение, чувство цвета, формы и
др.
Ключевые слова: цвет,
светотень, форма, рефлекс, живопись, натура.
N.Podohea
To study to see color.
This article is devoted to the
questions of studying of the color attitudes in painting, some questions which
promote the practical decision of creative tasks. For this purpose it is
necessary to develop creative abilities, to know the rules of application
color, to acquire such qualities, as observation, visual memory, spatial
imagination, feeling of color, the form.
Key words: color, a treatment
of light and shade, the form, a reflex, painting, a nature.
|