«ИСКУССТВО В
ШКОЛЕ» :: О СОСТОЯНИИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Номер 2 за 2011 год
НАШИ
ДИСКУССИИ
Студенты
Московского института открытого образования, начинающие и будущие
преподаватели МХК (а мы верим, что этот предмет переживет реформистское
лихолетье!), по нашей просьбе, поделились с нами впечатлениями о рисунках
детей разных поколений к произведениям М.Ю. Лермонтова. Думаем, что
краткий обзор их суждений и оценок представит интерес для других учителей
и, возможно, вызовет желание включиться в обсуждение проблемы, расширив
ее контекст. Учтем, что некоторые
из авторов были на выставке «Герой нашего времени. Путь длиною в 70 лет»
и даже участвовали в ней со своими учениками, а другие высказывались лишь
на основании знакомства со статьей Н.Фоминой в №6 минувшего года и с
помещенными там же иллюстрациями. Учтем также, что сама тема выставки и
предшествовавшего ей конкурса неоднозначно понималась детьми, в
особенности теми, кто в силу возраста или иных причин не читал роман.
Тогда они изображали тех или иных «заметных» персонажей наших дней, или
тех, кого считают воплощением лучших черт человека, необходимого нашему
времени – а ведь формулировка Лермонтова содержит «обертон» горькой
иронии (помните – «Печально я гляжу на наше поколенье…»). Поэтому мы
включили в обзор только те высказывания, которые касаются иллюстраций к
роману или другим произведениям Лермонтова, хотя вопрос о том, кого и
почему нынешние дети считают «героями времени» сам по себе и важен, и
интересен. Итак, учителя МХК сравнивают детские работы 1941 и 2010 годов.
Довоенные работы выполнены на очень высоком художественном
уровне: знание композиции,
гармоничность колористического решения, и при этом – разнообразие
цветовых оттенков… Мы видим, что произведения не только прочитаны, но и
любимы. Работы эмоционально наполнены, и в то же время они спокойны,
поэтичны, повествовательны, логично завершены. Возможно, в то время не
принято было выделяться необычностью… Работы современных детей тоже
эмоциональны, выполнены на хорошем художественном уровне, хотя некоторые
– несколько небрежно. Дети более открыты. Не боятся высказываться языком
искусства, порой не очень заботясь о мастерстве. Мне больше понравились
довоенные работы, они одухотворенные и выполнены мастерски. Но в
современном мире дети пытаются выделиться, придумать что-нибудь
особенное, оригинальное… Они живут в современном мире и хотят его понять…
Что дети видят и чувствуют, то и отображают в рисунках. Нельзя сказать,
кто «лучше», кто «хуже». …Моим детям 10 и 14 лет понравились довоенные
работы больше…
Г.Орлова
В
одну реку дважды войти нельзя. Сменились почти четыре поколения… Мне
более близки работы 1941 года. По колориту, по возвышенному трепету души.
Потому, что вызывают ностальгию. Понятно – детство… Но ведь хочется
возвращаться туда, где было хорошо. Слушала недавно передачу по радио, в
которой высокопоставленный человек говорил, что у него высокий
материальный достаток, но он часто мысленно возвращается в голодное и
холодное послевоенное детство, когда отец вечерами грел у печки одеяло,
чтобы согреть сына. И он скучает по тому теплу (не от одеяла, конечно)…
Берега реки, наверное, те же, а вот вода может отражать голубое небо и
солнце – или черный квадрат, к образу которого тяготеют многие работы
сегодняшних детей.
Т.Прудникова
В
рисунках детей 1941 года поражает многоплановость. В картине «Три пальмы»
я насчитала 7 планов! В картине «Демон» меня поразила композиция: на
первом плане живописный, богато декорированный «театральный занавес»,
который разделяет спокойный сон девушки и величественный пейзаж, где
просматривается силуэт Демона. Ощущается причастность автора картины к
чувствам героев. Очень интересна работа 1941 года «Белеет парус
одинокий». Удивительно, как подросток передал настроение стихотворения
изобразительными средствами: динамичные живописные волны гонят одинокий
парус от земли в стихию бури. Скалы повторяют рисунок волн, и земля как
бы «уходит из-под ног». И человек, стоящий «на краю земли», обхватив себя
руками, только в силе собственного духа находит опору…
Н.Давыдова
Знакомство
с художественным творчеством детей и подростков прежних поколений для
современных школьников – одно из средств расширения культурного кругозора
и развития эстетического вкуса, интереса к истории, серьезного отношения
к процессу творчества.
И.Брутон
Я работаю в Центре развития ребенка – детском саду №1515
г.Москвы. Мои воспитанники, дети подготовительной группы, приняли участие
в этом конкурсе. Работа была сложной и интересной. Детям шести лет
произведения Лермонтова практически не известны, за исключением, может
быть, стихотворения «Парус». Мы отобрали стихотворения, которые
шестилетки способны проиллюстрировать: «Три пальмы», «Утес», «На севере
диком» и некоторые другие. Дети использовали различные материалы:
акварель, гуашь, пастель, уголь и другие. В примечании редакции к статье
Н.Фоминой было отмечено, что большинству юных посетителей выставки
понравились рисунки детей 1939-1941 годов. Просмотрев еще раз каталог,
могу это понять. Но участники довоенного конкурса в большинстве были старше
нынешних, и они – воспитанники художественных школ и студий. По технике
исполнения их рисунки более сложные. Тщательно прописаны мелкие детали, а
колорит работ просто поражает. В конкурсе 2007–2009 годов приняли участие
дети от 5 до 18 лет, и среди них много ребят из детских садов и
общеобразовательных школ. Их работы не менее интересны и разнообразны, а
рисунки дошкольников радуют эмоциональностью и непосредственностью.
Печален тот факт, что школьники впервые знакомятся с произведениями
Лермонтова на уроках изобразительного искусства, а не литературы, что они
меньше самостоятельно читают. Удивительно – это замечают даже бабушки,
которые продают около метро разные соления и заготовки! Недавно я стала
свидетельницей того, как одна из таких старушек сетовала, что раньше в
метро молодые люди запоем читали книги, а теперь только пиво пьют. Очень
печально, что уровень культуры падает. Поэтому так важна задача, которая
стоит перед учителями изобразительного искусства, литературы –
формирование художественной культуры детей.
М.Гусева
Безусловно, работы детей довоенного поколения гораздо
интереснее. В них видно глубокое понимание темы, соответствие замысла и
исполнения. Это вызывают бурю противоречивых эмоций! Если дети могли так
рисовать тогда, то куда же и почему эти способности практически исчезли
сейчас? В этой выставке, как на ладони, видно общее состояние нашего
образования. Изобразительное искусство и музыка очень редко преподаются в
школах на должном уровне и уже давно вытеснены в сферу специализированных
школ и дополнительного образования. Сейчас в школе пытаются упразднить
большую часть главных предметов. В дополнительном образовании судорожно
решают гамлетовский вопрос: быть или не быть этому образованию. А если
«быть, но платным», то это равносильно тому, чтобы «не быть». И очень
хочется задать риторический вопрос: чей заказ выполняет Министерство
образования, пытаясь вырастить поколение детей, которые не знают своей
истории и литературы, плохо владеют родным (государственным) языком!?
Неужели еще лет через тридцать на очередной выставке «Герой нашего
времени. Путь длиной в 100 лет» публика будет так же восхищаться
рисунками наших детей, как мы – рисунками довоенного поколения?
М.Федотова
От редакции.
Еще и еще раз. Уважаемая М.Федотова и все, кто согласен с ней!
Задавайте ваши «риторические» и иные вопросы не только вашим
единомышленникам – читателям «Искусства в школе», но и Президенту РФ, и
Премьер-министру, и Министру образования, и комитетам Думы, и Академии
образования, и т.д., и т.п. Делайте настойчиво, по одному или группами, в
максимально открытой и острой форме и… как можно быстрее!
|