Журнал Искусство в школе

На главную >>

 

О НАС

 

О журнале

 

Редакция

 

:: Содержание ::

 

Авторы

 

Подписка

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

Анонсы

 

К сведению читателей и авторов

 

КОНТАКТЫ

 

Телефон:

(495) 695-87-56 (понедельник, среда, пятница)


Написать

 

«ИСКУССТВО В ШКОЛЕ» :: О СОСТОЯНИИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Номер 2 за 2011 год

А.Мелик-Пашаев

 

Детоводительство на получетвереньках

 

Кажется, все «вопросы педагогики» скоро сведутся к одному, шекспировскому: быть или не быть в России этой самой педагогике? Вернее – тому, что достойно называться педагогикой, а говоря по-русски – детоводительством?

Недавно казалось, что «не быть». Что тяжелая плита нового Стандарта без труда заглушит и без того глухое недовольство миллионов «заинтересованных лиц». Отдельные  возражения добросовестных экспертов как-то не принимались во внимание. Сейчас, похоже, весы заколебались.

Началось с того, что московский учитель литературы Сергей Волков и группа его коллег распространили в Интернете открытое письмо высшим и просто высоким руководителям, в котором потребовали приостановить победное шествие документа, разрушающего отечественное образование, «заморозить» поспешные попытки ввести его в практику и собрать по этому вопросу представительное совещание педагогических работников, родителей и учеников.

Главным поводом для «разносной» критики стали следующие положения Стандарта. Всем старшеклассникам в обязательном порядке преподаются 4 предмета. Какие? Физкультура  и ОБЖ (предметы нужные, но, понятное дело, не определяющие уровень образования); некий индивидуальный проект (проектный метод и без того вошел в практику, и не только в старших классах). И главный воспитательный заказ: «Россия в мире». Можно представить себе, как будет проходить, если уже не прошел, конкурс учебников по этой несуществующей дисциплине, какой беспристрастной и обстоятельной будет экспертиза – особенно если учесть, что в сентябре запланировано начало эксперимента!

Многие до сих пор верят, что умный учится на чужих ошибках, а глупый – на своих. Но мы не делаем ни того, ни другого. Сколько было трескотни о толерантности – а в результате выяснилось то, что и так было ясно: спец. уроки и гранты идут своим чередом, а преступления и погромы на национальной почве – своим. Неужели кто-то в самом деле верит, что на уроках по специально придуманному предмету воспитывается любовь к Родине? Может быть, погружение в отечественную и мировую историю, литературу, художественную культуру, географию позволит юноше лучше почувствовать и понять и Россию, и ее место в мире, и самого себя в ней, чем наскоро сшитый, урезанный и заведомо тенденциозный курс? И еще вопрос: в какой из стран, ради сближения с которыми мы кромсаем нашу систему образования, существует что-либо похожее на такую «квадригу» обязательных дисциплин?

Правда, кроме обязательной четверки. ученик выбирает еще по одному предмету из всех образовательных областей, а из какой-нибудь может взять целых два, только в сумме их должно быть почему-то не больше семи. Таким образом, каждый отдельно взятый предмет из любой области, кроме первых четырех, оказывается необязательным. Из предметного «меню» видно, что, оглядываясь на любимый ЕГЭ, ученик в отдельных случаях, может быть, сумеет получить худосочную подготовку по избранному узкому профилю. Но человека хотелось бы видеть не только в профиль, но и «анфас», что, пожалуй, еще важнее. А об этом придется забыть.

Но вернусь к учительскому письму. Тем, кто его не читал, интересно будет познакомиться хотя бы с таким фрагментом:

«Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно:

– объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;

– объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука;

– объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни, выстраивать стратегию жизненного поведения.

И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности».

Сразу после появления письма «молчание ягнят» взорвалось потоком откликов. Уже на вторые сутки они исчислялись тысячами, а подписи согласия – десятками тысяч. Значительная, пожалуй, даже преобладающая часть этих откликов носила характер не столько профессиональной дискуссии, сколько социально-политического протеста (к сожалению, обоснованного): «хотите сэкономить на детях, а значит – на будущем; хотите растить биороботов для обслуживания газовой трубы, а приличное образование оставить только для богатых; своих-то детей вы в отечественных школах не учите» и т.д. А подобной реакции «никому не надо», особенно в предвыборный период. И вот, министр образования вдруг со всей решимостью заявляет, что не подпишет Стандарт в таком виде и без достижения всероссийского консенсуса. (Неужто благодаря письму Волкова он впервые увидел документ государственной важности, годами вызревавший в его ведомстве?) В том же духе высказался и премьер-министр. Радоваться, конечно, рано, но отсрочка «приведения в исполнение» – это уже шанс.

Ну, а что с художественным образованием? Последняя из предусмотренных образовательных областей называлась: Курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей). Понятно, сколько образовательных учреждений в такой ситуации выберет «Искусство». И вообще – что это за предмет такой – «Искусство»? Что-то вроде «лица кавказской национальности»? Разработчики, конечно, люди находчивые, они говорят: мы так написали, чтобы дать школам свободу! Где нет, к примеру, музыканта, а есть режиссер – пусть займутся театром, ведь и то, и другое – искусство! Так, может быть, наряду с ОБЖ и Физ-рой введем образовательную область «Наука», и делу конец? Где есть химик – пусть займутся химией, где географ – географией. Одно слово – «наука». Впрочем, шутки – шутками, а дело нешуточное. Настолько, что я тоже написал открытое письмо – специально о художественном образовании:

Уважаемый г-н Президент!

Почти год назад Вы подписали Перечень поручений о развитии гуманитарно-художественного образования в России. Как было не порадоваться – впервые руководитель нашего государства заметил самое больное место школы и одновременно ее возможную точку роста!

Со временем стало ясно, что радоваться нечему. Ни в профессиональном сообществе, ни в СМИ поручение Президента страны даже не обсуждается. Работники образования если и узнают о нем, то случайно. Те, кому даны распоряжения, ничего реального, во всяком случае – в области общего образования, не предпринимают, хотя, возможно, формальные отчеты вовремя ложатся на Ваш стол.

На деле идет обратный процесс: прямыми и косвенными, директивными и экономическими способами общее гуманитарно-художественное образование уничтожается, а сопутствующее этому пустословие о национально-культурной идентичности и преемственности, о толерантности, духовности-нравственности, творческой личности и о нашем великом будущем поражает своей безответственностью или утратой стыда. Потому что фактические действия ведут к тому, чтобы все перечисленное стало невозможным.

Общее гуманитарно-художественное образование – единственная образовательная область в светской школе, способная развивать человеческую душу, отзывчивость, чувство ценности всего живого и ответственности за него, постижение того, что жизнь имеет смысл. А если ничего этого с человеком не происходит, то чем компетентнее и успешнее он во всем остальном, тем опаснее и разрушительнее будет любая его деятельность, станет ли он химиком, каратистом, юристом, политиком или кем бы то ни было еще. Нет более верного пути к одичанию и расчеловечиванию общества, чем разрушение гуманитарной культуры и образования, и жуткие плоды этого процесса у всех на глазах. Если его не повернуть вспять, то от нашей культуры, этносов и государственности скоро останется лишь территория, которую еще какое-то время будут по привычке называть Россией. И если я едва ли увижу эти времена, то у людей Вашего возраста, уважаемый Дмитрий Анатольевич, есть все шансы до них дожить.

Готовящийся к введению в практику образовательный Стандарт для старшей школы делает размашистый шаг к такому будущему. Сочетание ЕГЭ по русскому языку и ограничения числа изучаемых предметов в корне подрывает позиции Литературы (той самой «великой» и «святой» русской литературы, которую мы привыкли выставлять перед всем миром как свидетельство нашей духовности и нравственности). Уникальный в мировой практике предмет «Мировая художественная культура», предназначенный приобщать целые поколения к высшим и вечным ценностям человечества, исчезает вовсе. Можно ли после этого без стыда читать, что одним из главных результатов освоения образовательной программы станет «сформированность основ эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания…» и т.д., и т.п.

Разрушительные последствия очередной реформы скажутся не только в гуманитарно-художественной сфере, хотя достаточно было бы и этого. Усечение и оглупление всего общедоступного образования еще больше противопоставит тех «патриотов», которые с младенчества обучают своих детей в других странах или имеют неограниченную возможность оплачивать образование в России, – и остальной «обслуживающий персонал», из которого будут рекрутироваться погромщики и наркоманы. У всякого, кто знакомится с текстом нового Стандарта, невольно возникает мысль о намерении постепенно сделать платным всякое минимально-приличное образование – намерении, которое пока прикрывается правильными словами о возможностях индивидуального выбора. А открыто признать экономическую подоплеку этого начинания значило бы возбудить справедливый гнев людей, которые видят, какие и на что тратятся суммы в России или некоторыми российскими гражданами за рубежом.

В отличие от многих, я верю и надеюсь, что все это – результат недомыслия, поспешности или отрыва от реальности, а не злого умысла. Поэтому хочу для начала, вместе с Вами, потребовать незамедлительного исполнения Поручения Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева о развитии гуманитарно-художественного образования в нашей стране. А также приостановки безрассудных реформ до проведения честного, широкого обсуждения с людьми, которые знают, чем живет школа, и испытывают ответственность за судьбу детей, за будущее страны. Таких людей много. Почему решения принимают не они?

В ответ на письмо я получил безусловную поддержку в Интернете и формальную отписку от некоего официального лица…

В феврале прошли Круглые столы Общественной Палаты, один – по проблемам дополнительного образования, другой – по духовно-нравственному воспитанию, и вопрос о злополучном Стандарте оба раза оказывался в центре внимания. Ему была посвящена одна из передач популярной телепрограммы «Тем временем» с участием хорошо известной нашим читателям З.Новлянской. Судьбы образования постоянно обсуждаются в некоторых печатных СМИ, на радио «Эхо Москвы» и т.д., и т.п. Противники Стандарта говорят о его концептуальной негодности, попутно приводя чудовищные по косноязычию цитаты из текстов. «Стандартизаторы» признают, что написали  слишком сложно, понятно только глубоким  специалистам, а не простым людям, и создают новый вариант с такой быстротой, с какой за ночь вырастают дворцы в волшебных сказках. Оппоненты отвечают: кто-кто, а специалисты как раз все сразу поняли, и т.д., и т.п.

К тому времени, когда наш медлительный журнал попадет в руки читателей, кое-что, наверное, изменится в обсуждаемых текстах. Меняется и сейчас, только изменения эти пока носят и, скорее всего, «до последнего» будут носить ситуативный и несущественный характер. Еще в советские времена среди художников ходила такая «байка». Приносит живописец в выставочный комитет картину, а в углу ее написана ничем не оправданная собачонка. Члены комитета помолчат-помолчат, а потом кто-нибудь непременно скажет: «Ну, а собачонка-то зачем?» Автор быстро ее замазывает и повторно приносит картину: «Учел Вашу справедливую критику!». Вторично отказать как-то неудобно…

Может быть, такой «собачонкой» в первом варианте Стандарта была дискриминация русского языка и литературы. В мгновенно «исправленном» варианте сделана не очень внятная попытка частично восстановить права этих дисциплин. Зато «Искусство» вовсе исчезло из основного перечня, и лишь упоминается как некое «разрешенное» занятие, наряду с разными другими, в том числе с … хореографией. Хореография, выходит, и не искусство вовсе. Прямо оторопь берет: каков культурно-образовательный уровень деятелей, которые уполномочены определять будущее наших детей! И тех, кто наделяет их полномочиями. Но это отдельный вопрос. А пока попробуем все-таки поучиться на своих ошибках.

…Много лет назад в недрах прежнего Министерства образования готовилось некое концептуальное обновление основ преподавания всех предметных областей. В течение почти неограниченного времени и, по слухам, за весьма серьезное вознаграждение этим занимались люди, которые заведомо не могли (да и не хотели) ничего обновлять, зато в министерских коридорах были «своими». Когда в итоге их трудов получился соответствующий продукт, вдруг выяснилось, что в Министерстве прекрасно знают всех, кто может его исправить, а вернее – сделать заново, притом в кратчайшие сроки и бесплатно. Когда и эта работа завершилась, ее представили как некоторую доработку сделанного прежде, и в итоговых материалах по нашей художественной части даже «забыли» упомянуть человека, который возглавлял всю эту работу, – светлой памяти Веру Васильевну Алексееву.

Как же вести себя сегодня? Может быть стоит прислушаться к словам известного ученого и деятеля образования А.М.Абрамова. В одной из «образовательных» радиопередач он советовал не откликаться на «демократические» призывы присылать свои замечания и предложения к существующему тексту, потому что его пороки носят фундаментальный, а не частный характер, и никакими «ложками меда» исправить его нельзя. Поэтому не надо давать повод заявить через месяц-другой: получено 500 000 тысяч замечаний, большинство из них учтено, всероссийский консенсус достигнут, «собачка» ликвидирована, можно открывать выставку. И, конечно, нужно неотступно требовать созыва всероссийской учительской конференции с честными выборами представителей. А она, в свою очередь, выберет тех, кто будет создавать такое образование, которое позволит российским детям ходить в полный рост, а не «на получетвереньках», чему их, в частности, будут учить на ОБЖ.

Помимо невежественного и недальновидного обращения с художественной культурой, мне представляется нравственно недопустимым в проекте Стандарта то, что ограничение выбора лицемерно преподносится как его свобода. Наверное, и в самом деле не нужно принудительно учить «всему» того старшеклассника, который в этом не заинтересован, – достаточно установить разумный минимум, позволяющий всем гражданам России существовать в едином культурном контексте. Иначе говоря, школьник должен изучать не «не больше», а «не меньше» какого-то числа обязательных предметов. Но тот, кто ищет углубленного, творческого освоения определенной образовательной области, или тот, чья любознательность и способности требуют охвата широкого круга дисциплин, должны получить эти возможности в системе общего бесплатного образования. А сейчас авторы Стандарта говорят школьнику: из 5 пальцев мы тебе три точно оставим, а какие два отсечь – свободно выбирай сам. Хотели бы они опробовать на себе такую свободу?

Да, сегодня оптимальный вариант образования далеко не везде осуществим на практике, но давно известно, что гильотина – не средство от облысения; закреплять эту ущербность законодательно, да еще выдавая за реализацию права на выбор, и ставить пристойное образование в зависимость от имущественного статуса семьи – нравственное преступление, которое чревато такими последствиями, о которых не хочется думать и которые странно не предвидеть.

Каким же может быть прогноз развития ситуации? Бывалые люди обращают внимание, главным образом, на финансовую сторону дела. Точнее – на две разные ее составляющие. С одной стороны, «стандартизаторы» выполняют жесткий госзаказ по экономии на образовании; признаться в этом, по очевидным причинам, стыдно, да и страшновато, но и деваться некуда. С другой стороны, на Стандарт затрачены такие суммы, что, как говорится, «легче умереть», чем признать, что продукт непригоден. Такая позиция недостойна обсуждения: никакие затраченные средства, которых все равно не вернуть, не оправдывают интеллектуальную и творческую кастрацию будущих поколений. Если, к примеру, создана вредная для здоровья вакцина, то, как бы дорого она ни обошлась, нельзя «вакцинировать» ею детей (к тому  же – «чужих», потому что свои «лечатся» в других странах или в иных условиях).

Бывалые люди говорят также, что в предвыборный период власти будут лавировать, чтобы не вызвать не ко времени гнев миллионов учителей и родителей. А потом… Потом все примут с небольшими поправочками. Но полтора–два года – не такой маленький срок, чтобы ничто не могло измениться.

Круг читателей нашего журнала невелик, но каждый из вас связан со многими коллегами и родителями учеников, чье образовательное будущее и личностное развитие находится под серьезной угрозой. Предполагаю, что если не все, то большинство из них согласны с тем, что говорилось выше. Только не растрачивайте попусту вашу энергию в бесконечных разговорах с «товарищами по несчастью»! После первого взлета общественного интереса и «протестной» активности неизбежно наступает спад – не позволяйте ему затянуться! Настойчиво просите всех единомышленников публично засвидетельствовать свою точку зрения. Пишите в думские комитеты по образованию и по культуре – там есть люди, способные понять вашу правоту и даже отстаивать ее. Пишите в Администрацию Президента и Премьер-министра, в Министерство образования, в федеральные печатные СМИ, на разные каналы телевидения и радио, на сайт «Эхо Москвы», на другие сайты, в поисках которых большинство из вас сориентируется гораздо успешнее, чем я. (Могу, тем не менее, назвать два: htpp://mama.ru и staruschkalarina). Нашим прямым оппонентам и высоким руководителям надо постоянно напоминать, что миллионы заинтересованных и компетентных людей отвергают эту затею.

И еще: не расхолаживайте себя тем, что «они» все равно сделают по-своему. Во-первых, «они» тоже разные, и не все хотят плохого; во-вторых, когда писем миллионы, с этим нельзя не считаться. Пожалуй, главное и бесспорно справедливое требование сейчас – это созыв всероссийской конференции и приостановка до ее проведения всяких попыток внедрения Стандарта в жизнь, в том числе и путем «точечных» экспериментов.

Сегодня весы колеблются. Положите свои песчинки на их правую чашу! Хотя бы для того, чтобы потом не упрекать себя.

 

 

 

© «Искусство в школе»
Разработка и дизайн сайта - Майя Медкова, поддержка сайта – Александр Казаков

 

Хостинг от uCoz